Куба с успехом провела первые опыты по использованию терапевтической вакцины против рака простаты

Успешные испытания вакцины, созданной на Кубе против рака простаты, завершены в восточной провинции Камагуэй. Как сообщили в субботу местные власти, препарат "с успехом прошел первый этап клинических испытаний" на пути к его сертификации. Подробнее…


Головной мозг подростков: исследования продолжаются

12.01.2009

Как показывают научные исследования последних лет, головной мозг подростков продолжает активно развиваться, и это может иметь последствия, причем в самых разных сферах. ''В США дети в возрасте 16 лет получают права на вождение автомобиля. Оправдано ли это?''.

Eveline Crone работает в лаборатории головного мозга и развития при Лейденском университете. Она рассказывает о научных исследованиях головного мозга детей в подростковом возрасте, включая пубертат. Самый главный вывод: исследования в этой области еще в самом начале. ''Мы еще мало знаем, но мы большими шагами движемся вперед. Каждый результат поражает''...

область исследований

Исследования головного мозга младших (в пубертате) и старших подростков – дело довольно новое. ''Первые статьи на эту тему появились где-то в 1998 году. Почему их не было раньше? Раньше не было техник измерения, которые широко применяются сейчас. Так, с появлением fMRI (функциональное магнитно-резонансное сканирование) мы получили доступ к залежам новой информации. Crone по базовому образованию возрастной . ''Меня интересует, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. В ходе работы над диссертацией меня буквально заинтриговал головной мозг. Во всяком случае, в нем следует искать основу определенного поведения. Сейчас появляется все больше доказательств того, что в подростковом возрасте головной мозг продолжает активно развиваться. В частности, его определенные отделы в этот период еще совершенно незрелые. Развитие мозга завершается лишь где-то на 20-м году жизни. Раньше считалось, что это происходит значительно раньше.

Социальные последствия

Полученные данные могут иметь значительные социальные последствия. Возьмите, например, образование, и модель самостоятельного обучения подростков без столь выраженной роли учителя. Подростки в пубертате еще недостаточно зрелы, чтобы следовать этой форме обучения, которая требует самостоятельности и ответственности учащегося. Они еще не способны предвидеть долговременные последствия своих действий, и об этом неоднократно заявлял в своих интервью проф. Jelle Jolles (Маастрихтский университет). Сама Crone никак не комментирует тему обучения. ''Я всего лишь исследователь. Я недостаточно хорошо знают модель самостоятельного обучения, чтобы давать какие-то оценки… Но совершенно справедливо можно поставить вопрос о целесообразности выдачи прав на вождение автомобиля в возрасте 16 лет или участия в голосовании в 18 лет, когда головной мозг еще полностью не развился''.

Асинхрония развития

Так почему не следует выдавать права на вождение 16-летним и предоставлять право голосование 18-летним? В своей лаборатории в Лейдене Crone с ю fMRI изучает развитие головного мозга в разных возрастных группах людей. ''Мы делаем fMRI в то время, когда подростки заняты компьютерной игрой. Таким образом мы видим, какие отделы головного мозга задействованы у них при этой деятельности''. Подростки в пубертате, по данным Crone, больше склонны к риску во время игры или при соперничестве с другими. ''Или возьмите ситуацию, когда надо поделить деньги, и сделать это по-честному. Социально-эмоциональное развитие головного мозга подростков не идет параллельно когнитивному развитию''. Они как бы не собраны в одно целое. ''В один момент они крайне рациональны в беседе с другим человеком, а потом попадают в стрессовую ситуацию, и их захлестывают эмоции. Тут уж разумных действий ожидать трудно. И в этом причина типично пубертатного поведения, которое приносит столько забот родителям. Crone интересует баланс рассудка и эмоций. ''Дело в том, что взрослый человек может пожертвовать сиюминутными интересами и сосредоточиться на решении долговременных задач, а вот подросток ориентирован именно на 'близкий выигрыш'. На мой взгляд, это очень интересный момент''.

Развитие

Итак, головной мозг ребенка в период полового развития (пубертат) отличается от головного мозга старшего подростка, а мозг старшего подростка отличается от мозга взрослого человека. ''Не столько по величине, сколько по структуре. Объем головного мозга человек практически 'набирает' уже к 6-му году жизни. Различия заключаются в соотношении серого и белого вещества, и в этом смысле мозг взрослого человека – это совершенно иной мозг''. В развитии головного мозга в возрасте от 10 до 20 лет можно грубо выделить три фазы: ранний, средний и старший подростковый возраст. Пубертат стартует с началом выработки половых гормонов. Одновременно происходит значительное развитие функций разных основных отделов головного мозга. В этот период ребенок эмоционален, нацелен на немедленное удовлетворение потребностей ('не умеет ждать') и ищет 'острых ощущений'. В среднем подростковом возрасте его поведение становится более рискованным. Возникают проблемы с регулированием собственного настроения и поведения. В последней фазе подросткового возраста происходит дальнейшее развитие важных передних отделов мозга, идет дальнейшее созревание функции регулирования и оттачивается способность контролировать свое поведение. ''Этот период идеален для дальнейшего развития способностей'', - говорит Crone. – ''Возьмите музыку, спорт, идеалы… Родители нередко считают этот возрастной период тяжелым для себя, потому что подростки хотят дискутировать. Они учатся думать по разным сценариям: что будет, если ситуация повернется так, а что, если по-другому, и т.д. Это может быть утомительно для родителей, но это очень важно для подростков, так они могут лучше научиться понимать намерения других людей''.

Необходимость продолжения исследований

Какие еще факторы задействованы в развитии головного мозга в подростковом возрасте? Crone: ''Сейчас мы над этим работаем. В данный момент мы занимаемся тренировкой рабочей памяти подростков из разных возрастных групп. Рабочая память нужна им в школе, особенно для освоения математики и языка. В каждой возрастной группе мы даем участникам на протяжении 6 недель одну и ту же задачу. Потом смотрим, произошли ли изменения в головном мозге или же он начал по-другому работать, и в какой возрастной группе такой тренинг помогает больше всего. Пока у нас окончательных данных нет. Очень многое еще предстоит исследовать, включая возможности и способы стимулирования развития мозга. Но у таких исследований могут быть очень значительные практические последствия''...

Onderzoek adolescentenhersenen staat nog in de kinderschoenen. – Hersen Magazine, 2008, Vol.6, No. 1

www.medlinks.ru

www.sitename.com






Copyright © 2005 — 2010 «Re-Public»
Сделано в «AVE Design Studio»

Партнерские программы:

Alumil - Алюминиевый профиль, алюминиевые конструкции.
Олимпиада в Сочи 2014, iPhone в Сочи.